Новости / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/tidings/?print=on&lang=rus&year=2023&id=9658


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ На главную / Новости / 
13 марта 2023
Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Амурской области 2022 год

 

 

Управлением подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2022 год.

Наиболее распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей на основании и в порядке, установленном взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 40 Закона №2300-1.

 За 2022 год Управлением было дано 198 заключений по делам в целях защиты прав потребителей. Из 192 рассмотренных судебных дел требования потребителей удовлетворены по 181 делу, что составляет 94,3% от общего количества рассмотренных дел.

С помощью специалистов Управления потребители вернули себе денежные средства за некачественный товар или услугу на общую сумму 11 млн. 23,1 тыс. рублей, в том числе компенсацию морального вреда в размере 3 млн. 375,8 тыс. рублей.

При этом, большая часть заключений приходится на сферу предоставления услуг (выполнение работ) – 114, что составляет 57,6% от общего количества заключений. По результатам рассмотрения судебных дел в пользу потребителей присуждено 8 млн. 418,9 тыс. рублей, из них в счет компенсации морального вреда было взыскано 2 млн. 528 тыс. рублей.

Наибольшее количество заключений было дано в следующих сферах:

·                 бытовое обслуживание населения — 22 заключения (19,3%), присуждено потребителям 1 млн. 47,1 тыс. рублей, из них в счет компенсации морального вреда  422,5 тыс. рублей;

·                 жилищно-коммунальные услуги — 17 заключений (14,9%), присуждено  потребителям  411 тыс. руб., из них компенсация морального вреда - 18,6 тыс. руб.;

·                 деятельность на финансовом рынке (банковская, страховая, микрофинансовая деятельность) — 12 заключений (10,5%), присуждено потребителям  456,2 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда - 21,5  тыс. рублей;

·                 техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств - 9 заключений (7,9%), присуждено в пользу потребителей 574,8 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда - 38,4 тыс. руб.;

·                 прочие виды деятельности (юридические и др. услуги) - 20 заключений (17,5%), присуждено в пользу потребителей 1 млн. 827,5 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 508,7 тыс. руб.

В сфере розничной торговли было дано 84 заключения (42,4%), сумма, присужденная в пользу потребителей составила 2 млн. 604,2 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 847,8 тыс. руб.

В сфере торговли на нарушения прав потребителей при заключении договоров с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) было дано 4 заключения, присуждено потребителям 35,6 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 4,0 тыс. рублей.

В защиту прав потребителей подано 26 исков, из них 10 исков в защиту прав конкретных потребителей и 16 исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Из 20 рассмотренных исков (12 в интересах неопределенного круга потребителей, 8 в интересах конкретных потребителей), в пользу потребителей присуждено 2 млн. 525,1 тыс. рублей, из них в счет компенсации морального вреда 1 млн. 661,0 тыс. рублей.

 

Примеры по заключениям Управления по делам в сфере защиты прав потребителей.

 

1. Управление было привлечено мировым судьёй по Благовещенскому городскому судебному участку к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску потребителя к продавцу о взыскании денежных средств, уплаченных за товар (мобильный абонентский терминал). Суть исковых требований заключалась в том, что потребитель приобрел мобильный абонентский терминал, который в связи с прекращением обслуживания абонентов международным спутниковым оператором на территории Российской Федерации, стал не пригоден для использования в соответствии с целями, для которых он был приобретен. В удовлетворении требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар продавец отказал. Решением суда в пользу потребителя была взыскана сумма, уплаченная за товар в размере 75 000 рублей.

 

2. Управление было привлечено судьей Благовещенского районного суда Амурской области к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску потребителя к продавцу о расторжении договора купли-продажи, возврате полной стоимости товара, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа. Из сути исковых требований следует, что потребителем при покупке были заявлены определенные требования к характеристикам товара (робота-пылесоса) и продавец предложил именно этот товар. Однако, в ходе эксплуатации товара потребителем были выявлены недостатки, в связи с которыми товар не соответствовал ни заявленным характеристикам, ни требованиям потребителя.  Вследствие чего потребитель обратился к продавцу с претензией о замене товара или возврате денежных средств. Поскольку продавец проигнорировал требования, изложенные в претензии, потребитель обратился в суд. Решением суда в пользу потребителя взысканы денежные средства, уплаченные за товар в размере 24 990 рублей, неустойка в размере 24 240 рублей 30 копеек, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 12 495 рублей.

 

3. Управление было привлечено мировым судьёй Амурской области по Тындинскому городскому судебному участку к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску потребителя к исполнителю услуг о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, неустойки, компенсации морального вреда. Суть исковых требований заключалась в том, что потребитель заключил с исполнителем договор об оказании платных услуг по предоставлению курса по авторской программе. Однако, до окончания курса исполнитель в одностороннем порядке, без уведомления потребителя, расторг договор. Потребитель обратился с претензией о возврате денежных средств за неиспользованную часть курса. В связи с тем, что исполнитель не удовлетворил требования потребителя в добровольном порядке, потребитель обратился в суд. Решением суда требования потребителя были удовлетворены в части, а именно взыскана сумма за неиспользованную часть курса в размере 35 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 18 500 рублей.

 

Примеры судебных дел по искам Управления в интересах потребителей.

 

1. Управление обратилось к мировому судье Благовещенского городского судебного участка с исковым заявлением в защиту прав потребителя к исполнителю услуг. Потребитель заключил с исполнителем договор на оказание услуг по благоустройству территории захоронения, но в срок, установленный договором исполнитель работы не закончил. Потребитель направил в адрес исполнителя претензию, в которой установил новый срок для исполнения обязательств по договору. Претензия осталась без ответа, работы закончены не были, в связи с чем было подано исковое заявление в суд. В результате рассмотрения гражданского иска мировым судьёй Благовещенского городского судебного участка было принято решение об обязании исполнителя услуг выполнить работы по благоустройству места захоронения, а также в пользу потребителя были взысканы неустойка за нарушение установленных договором сроков выполнения работы в размере 58 200 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 31 600 рублей, почтовые расходы в размере 286 рублей.

 

2. Управление обратилось к мировому судье Благовещенского городского судебного участка с исковым заявлением в защиту прав потребителя к исполнителю услуг, в связи с неисполнением обязательств по договору. Потребитель заключил с исполнителем договор на оказание юридических услуг. Однако услуги по договору были оказаны не в полном объеме, была проведена только неполная консультация в день заключения договора. Каких-либо иных действий по исполнению услуг, указанных в договоре исполнителем осуществлено не было. В целях урегулирования спора в досудебном порядке потребитель направил в адрес исполнителя услуг претензию с требованием о возврате денежных средств. Поскольку претензия осталась без ответа, было подано исковое заявление в суд. В результате рассмотрения иска мировой судья удовлетворил требование о расторжение договора, а также взыскал с исполнителя услуг в пользу потребителя, уплаченные по договору денежные средства в размере 29 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 313,44 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 16 000 рублей, почтовые расходы в размере 485,49 рублей.

 

3. Управлением было подано 12 исковых заявлений  в защиту прав  и законных интересов неопределенного круга лиц о признании  информации, размещенной на сайтах  в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку на данных сайтах  размещена  информация  о реализации  дистанционным способом табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов, а также медицинских книжек и справок. Решениями судей Благовещенского городского суда Амурской области исковые заявления  удовлетворены, информация, размещенная  в сети  «Интернет»  о продаже  табачной и  никотинсодержащей продукции, кальянов, медицинских книжек и справок признана запрещенной к распространению на территории Российской  Федерации.

 

За  консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей потребители  и представители сферы бизнеса могут  обращаться:

— Информационно-справочная телефонная линия 8(4162) 20-20-20;

— Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» по телефону 8(4162) 49-42-14;

—Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

 

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Амурской области ссылка на Управление обязательна

 

Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Амурской области 2022 год
2024
Архив:
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014