Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 13 октября 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Амурской области / 13 октября 2017 г Управлением Роспотребнадзора по Амурской области проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Амурской области за 3 квартал и 9 месяцев 2017г. / Организация деятельности / Основные направления деятельности / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/activity/?print=on&p=9153&show_year=2017


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную / Основные направления деятельности / 

Вопрос: Какие требования санитарного законодательства должны соблюдаться при проведении тату-конвенций?

Ответ: При проведении подобных мероприятий необходимо обеспечить соблюдение требований СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», исключающих риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а именно:

- кабинеты  пирсинга и татуажа должны размещаться в отдельных помещениях (п. 3.3), в которых должно быть выделено помещение либо специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды (п. 3.2);

- должен быть определен минимальный набор типовых инструментов, либо сменных одноразовых элементов инструмента для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех таких наборов (п. 9.21)

- инструменты для татуажа и пирсинга, марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы должны быть простерилизованы, упакованны в стерилизационные упаковочные материалы, разрешенные к применению в установленном порядке, и в них же храниться (п.9.22)

- инструменты, используемые для манипуляций, после каждого клиента подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. (9.24)

- для организации противоэпидемического режима и контроля режима дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, используемых татуаже и пирсинге должен быть назначен работник, прошедший обучение (п. 9.26);

- ёмкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора (п.9.28);

- с целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем (п.9.30);

- влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудования) должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств (п. 9.4);

 

Вопрос: Какова кратность проведения влажной уборки в перевязочных кабинетах?

Ответ: В соответствии с требованиями пп. 1.4.3, 11.1 и 11.8 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» влажная уборка помещений медицинских организаций должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, генеральная уборка перевязочных проводится один раз в неделю.

 

 

Вопрос: Какое лабораторное обследование на инфекционные заболевания должен пройти повар при его приёме на работу в столовую?

Ответ: Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

         Согласно п. 15 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» работники организаций общественного питания при поступлении на работу в рамках медицинского осмотра должны пройти лабораторное обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций, серологическое обследование на брюшной тиф, а также исследование мазка из зева на наличие патогенного стафилококка.  

 

Вопрос: Всегда ли жалоба гражданина является основанием для проведения проверки?

Ответ: Нет, не всегда. В первую очередь обращение должно содержать информацию об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо о фактах причинения такого вреда. Еще одним основанием для проведения проверки является нарушение прав потребителей, при условии соблюдения претензионного порядка.

При этом, следует помнить, что обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию органов Роспотребнадзора, перенаправляются по подведомственности. Также поступают обращения, требующие исключительно разъяснения без проведения надзорных мероприятий.

 

Вопрос: В течение какого срока должна быть рассмотрена письменная жалоба, поступившая в Роспотребнадзора?

Ответ: жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы, в исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо при наличии оснований вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

 

Вопрос: Наличие и соответствие каких документов проверяется на транспортном средстве при въезде в Амурскую область из Китайской народной Республики:

Ответ: Информация от администрации транспортных средств до его прибытия, санитарная часть общей декларации воздушного судна, морская медико-санитарная декларация морского (речного) судна, свидетельство о применении к морскому (речному) судну санитарных мер, свидетельство о прохождении морским (речным) судном санитарного контроля (об освобождении от санитарного контроля), санитарный и рейсовый журналов на железнодорожном транспорте, при необходимости международные свидетельства о вакцинации, журнал регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах, товарно-транспортных и иных документов на груз, наличие и ведение которых регламентируется техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими правилами.

 

Вопрос: Имеет ли право должностное лицо, проводящее проверку, проверять соблюдение требований, не относящихся к предмету проверки?

Ответ: Нет, не имеет. Согласно положениям статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ, должностное лицо, проводящее проверку, не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

 

Вопрос: Каким нормативно - правовым документом вводится и отменяется карантин в дошкольном образовательном учреждении:

Ответ: на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

 

Вопрос: Слышала, что в этом году вышло постановление Главного санитарного врача по Амурской области об обследовании на вирусные кишечные инфекции работников пищеблоков. Можно поподробней узнать о нём?

Ответ: В настоящее время в Амурской области отмечается значительная активизация норовирусной и ротавирусной инфекций. В структуре заболевших до 70% приходится на детей до 6-ти лет. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются в городах Благовещенск, Белогорск, Свободный, Райчихинск и Благовещенском районе.

В европейских и азиатских странах наблюдается смена ведущего генотипа норовируса и циркуляция рекомбинантного норовируса (NoV) GII.P16-GII.2., имеющего высокий эпидемический потенциал, формирующий групповые очаги заболеваемости. В силу интенсивных миграционных потоков, не исключается риск завоза данной инфекции в Амурскую область.

Источником заражения могут быть больные и носители вирусных кишечных инфекций, преимущественно работников пищеблоков. При этом, обследование на кишечные вирусы данной декретированной группы населения в соответствии с действующим законодательством носит рекомендательный характер.

Необходимо отметить, что в Амурской области сложилась эффективная практика обследования на кишечную группу инфекций вирусной этиологии работников пищеблоков загородных летних оздоровительных учреждений в соответствии с Постановлениями Главного государственного санитарного врача по Амурской области.

Эффективность данной профилактической меры, позволяющей исключить занос источника заражения в организованные коллективы и не допустить групповой заболеваемости, рассмотрена на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Амурской области (протокол №5 от 23.08.2017).

21.09.2017 издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения острых кишечных инфекций вирусной этиологии в Амурской области», которым министерству образования и науки Амурской области, главам администраций г. Благовещенска, г. Белогорска, г. Свободного, г. Райчихинска и Благовещенского района,  руководителям дошкольных организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную деятельность, деятельность по уходу и присмотру за детьми на указанных территориях рекомендовано проведение обследования работников пищеблоков дошкольных образовательных учреждений на кишечную группу инфекций (ротавирусы, норовирусы).

 

Вопрос: В настоящее время все активно прививаются против гриппа. Я, являясь руководителем крупного магазина, знаю, что мои продавцы относятся к группе риска и должны быть привиты. Я хочу организовать выездную вакцинацию. Какие требования санитарных правил должны соблюдаться при её проведении?

Ответ: В соответствии с требованиями СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации» в определенных ситуациях органы управления здравоохранением по согласованию с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, могут принять решение о проведении профилактических прививок гражданам на дому или по месту работы с привлечением прививочных бригад в соответствии с установленными требованиями.

При отсутствии здравпунктов в организациях для проведения иммунизации выделяют помещения, где возможно создать условия для обеспечения безопасности иммунизации: помещение должно быть отремонтированным, чистым, хорошо проветриваться и легко подвергаться влажной уборке, оборудованным раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, а также иметь необходимый набор мебели для осмотра пациента и проведения профилактических прививок (стол, стулья, кушетка). Необходимые медикаменты для оказания неотложной помощи пациентам, расходные материалы и тара для сбора медицинских отходов должны входить в оснащение прививочной бригады.

Для обеспечения надлежащего температурного режима хранения МИБП (от +2 °C до +8 °C) в лечебно-профилактических организациях, где проводятся профилактические прививки, необходимо иметь исправное холодильное оборудование, вмещающее максимальный (месячный плюс резервный) запас, а также рассчитанное в соответствии с объемом хранящихся в лечебно-профилактической организации МИБП необходимое количество термоконтейнеров и хладоэлементов к ним для выезда прививочных бригад и на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с выходом из строя холодильного оборудования, при нарушениях энергоснабжения.

Профилактические прививки проводят медицинские работники, обученные правилам организации и техники проведения иммунизации, а также приемам неотложной помощи в случае возникновения поствакцинальных осложнений.

Медицинские работники, осуществляющие иммунизацию, должны проходить последипломное обучение (усовершенствование) на базе лечебно-профилактических организаций, органов и учреждений Роспотребнадзора, учреждений последипломного медицинского образования в соответствии с утвержденными программами переподготовки врачей, фельдшеров и медицинских сестер с получением соответствующего документа (справки, свидетельства, сертификата).

 

Вопрос: Помимо основного вида деятельности, я занимаюсь лесозаготовительными работами в п. Талакан Бурейского района. Работникам, которые там работают, обязательно прививаться против клещевого вирусного энцефалита или нет? И что делать, если они отказываются?

Ответ: Бурейский район Амурской области является эндемичной по клещевому вирусному энцефалиту территорией.

Работники, относящиеся к профессиональным группам риска и которые работают или направляются на сезонные работы в эндемичные по КВЭ районы в сезон передачи этого инфекционного заболевания, в соответствии с обязательными требованиями СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» - они должны быть привиты против данного инфекционного заболевания.

Причём привитым считается человек, получивший законченный курс вакцинации и 1 (или более) ревакцинацию, т.е. следует позаботиться об организации и проведении иммунизации своим работникам заранее. Сейчас, кстати, самое время.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

 

Вопрос: Чья обязанность организовать производственный контроль на предприятии общественного питания?

Ответ: Согласно п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические   требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» руководитель организации обеспечивает организацию производственного и лабораторного контроля.

Вопрос: Какие требования предъявляются к маркировке упакованной пищевой продукции?

Ответ: Требования к маркировке пищевой продукции установлены ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

Вопрос: Согласовываются ли программы производственного контроля качества питьевой воды с органами Роспотребнадзора?

Ответ: Согласно требования п. 5 ст. 25 Федерального закона № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вопрос: Какая информация должна содержаться на маркировке игрушек?

Ответ: Согласно ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» должна содержаться следующая информация:

 наименование игрушки;

- наименование страны, где изготовлена игрушка;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;

- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости);

- способы ухода за игрушкой (при необходимости);

- дата изготовления (месяц, год);

- срок службы или срок годности (при их установлении);

- условия хранения (при необходимости)

 

Вопрос: Как можно проверить действие сертификата соответствия или декларации о соответствии?

Ответ: Данная информация находится на сайте Федеральной службы по аккредитации fsa.gov.ru  в разделе «Реестры»

Вопрос: Как можно узнать к какому классу опасности отнесены объекты и осуществляемый вид деятельности?

Ответ: В соответствии с п.  13 Постановления Правительства РФ № 806 от 17.08.2016г. ЮЛ или ИП могут  обратиться с запросом в Управление Роспотребнадзора по Амурской области о предоставлении информации о присвоенных их деятельности и (или) используемым производственными объектами категории риска или класса опасности.

 

Вопрос: Производственный контроль в общественном питании и система ХАССП это одно и то же? И какая ответственность предусмотрена за отсутствие системы ХАССП?

Ответ: Производственный, в том числе лабораторный, контроль на предприятиях общественного питания должен проводится как один из этапов разработанной системы, основанной на принципах ХАССП, указанной в ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТС 021/2011). В соответствии с п. 2 указанной статьи при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП. Таким образом, разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП, является обязанностью лица, осуществляющего деятельность по организации общественного питания. Неисполнение данных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вопрос: Если в  кафе отсутствует медицинский работник и  поэтому все осмотры проводит назначенное лицо, не является ли это нарушением, или обязательно требуется медицинский работник для этих целей?

Ответ: Согласно п. 13.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»: ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются. Таким образом, проведение осмотров работников кафе может осуществляться не только медицинскими работниками, но и другими иными ответственными лицами

Вопрос: Возможно ли открытие кафе в жилом доме или это не допустимо?

Ответ: Согласно п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» и п. 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» организации общественного питания могут размещаться в помещении пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. При этом, в соответствии с пунктами 3.3 и 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.

Вопрос: Что нужно для открытия кафе быстрого питания?

Ответ: требования к организациям общественного питания быстрого обслуживания установлены разделом 16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», с которыми можно ознакомиться в свободном доступе на сайте Роспотребнадзора (http://www.rospotrebnadzor.ru) или в электронных справочных правовых системах.          Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  необходимо представить в Управление Роспотребнадзора по Амурской области уведомление о начале осуществления деятельности по организации общественного питания.

Вопрос: Обязан ли руководитель лично контролировать соблюдение санитарных правил работниками столовой или возможно возложить эту обязанность на другое должное лицо?

Ответ: Перечень мероприятий, необходимых к обеспечению руководителем организации общественного питания, установлен пунктом 15.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». За невыполнение указанных мероприятий руководитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос: Можно ли принимать в столовую для реализации и приготовления блюд продукты домашнего изготовления если в них отсутствуют признаки порчи?

Ответ: для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации общественного питания запрещено принимать любую продукцию домашнего изготовления (п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»).

Вопрос: Возможно ли использовать личный автотранспорт для перевозки пищевых продуктов в кафе, если продукты будут упакованы в коробки или другую тару?

Ответ: Использование личного транспорта в этих целях запрещено пунктом 7.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным транспортом.

Вопрос:  Возможно ли использование в кафе машины для мытья посуды? Какой она должна быть?

Ответ: Да, возможно. Организации общественного питания рекомендуется оснащать современными посудомоечными машинами со стерилизующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов (п. 6.7 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»).

 

Вопрос: Можно ли сократить количество запрашиваемых для плановой проверки документов в бумажном виде и заменить их на электронные?

Ответ: В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований.

Закон №294-ФЗ не ограничивает лицо, в отношении которого ведется проверка, в выборе способа предоставления документов, т.о. документы могут быть представлены на усмотрение, как в бумажной, так и в электронной форме.

Согласно ч.1 ст.14 Закон №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (ч.2 п.8 ст.14 Закон №294-ФЗ).

Вопрос: Каков порядок обжалования результатов проверки?

Ответ: Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос: В каких случаях должностное лицо при рассмотрении дела может признать административное правонарушение малозначительным?

Ответ: Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с названным выше разъяснением Пленума такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Вопрос: Какой срок проведения проверки юридического лица?

Ответ: Согласно статье 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок проведения каждой из проверок (проводимой в форме выездной или документарной проверки)  не может превышать двадцать рабочих дней.

Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или)используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Вопрос: Нужно ли проводить экспертизу вновь открываемого объекта общественного питания на возможность осуществления там деятельности?

Ответ: Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы на возможность размещения объекта не регламентировано действующим санитарным законодательством. При открытии объекта общественного питания необходимо соблюдать требования ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Вопрос: Какая информация должна быть в кафе для посетителей, каким образом можно довести до сведения потребителей необходимую информацию об оказываемых услугах?

Ответ: В соответствии с п.12 «Правила оказания услуг общественного питания»  утвержденных Постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г. исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

перечень услуг и условия их оказания;

цены в рублях и условия оплаты услуг;

фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно – инженерно – модифицированных организмов);

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

 

Вопрос: Какой орган может дать компетентную оценку по начислениям за потребленные коммунальные ресурсы?

Ответ: Вопросы предоставления коммунальных услуг, в том числе порядка начисления платы за такие услуги, регулируются нормами «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ отнесены к вопросам в сфере жилищных отношений и закреплены положениями ст. 8 ЖК РФ. В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, данные вопросы отнесены к компетенции органов государственного жилищного надзора, к которым на территории Амурской области относится Амуржилинспекция, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24.

 

Вопрос: В какие сроки информация о контрольной закупке должна быть предоставлена индивидуальному предпринимателю в случае выявления нарушений обязательных требований?

Ответ: Порядок проведения контрольной закупки регламентирован  ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой,  в случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

 

Вопрос: Вправе ли при проведении проверок должностные лица контролирующих органов проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

 

Вопрос: Где размещается ежегодный сводный план проведения плановых проверок?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

Вопрос:  Каким образом для потребителя должна быть доведена информация при продаже хлебобулочных изделий, не упакованных изготовителем?

Ответ: В торговом зале для потребителя в наглядной и доступной форме размещается информация (информационные листы) на неупакованную изготовителем пищевую продукцию, с содержанием информации о наименовании продукции, об отличительных свойствах продукта, о наименовании и месте нахождения изготовителя, о массе, его составе, о пищевой и энергетической ценности продукта, условиях хранения и сроке годности, о документе в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, о подтверждении соответствия, обеспечивающая возможность их правильного выбора в соответствии с требованиями ч.1 ст.10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г., п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.1998г.

Вопрос: Какие нормативные документы по ограничению реализации алкогольной продукции действуют на территории Амурской области (кроме 171-ФЗ)?

Ответ: Дополнительно к Федеральному закону №171 ограничения реализации алкогольной продукции на территории Амурской области регламентированы Законом Амурской области от 25.09.2014 N 403-ОЗ "О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Амурской области", принятым Законодательным Собранием Амурской области 23.09.2014г. (ред. от 03.04.2017)

 

Вопрос: Какие дезинфицирующие средства можно использовать для обработки транспорта используемого для перевозки продуктов питания?

Ответ: Дезинфицирующие средства, предназначенные для обеззараживания поверхностей технологического оборудования, аппаратуры, тары и для помещений предприятий пищевой промышленности.

Вопрос: Какими санитарными правилами следует руководствоваться при выращивании скота?

Ответ: В работе по выращиванию скота следует руководствоваться Санитарными правилами для животноводческих предприятий, утверждёнными Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87.

 

Вопрос: Подлежит ли уведомительному порядку деятельность по розничной реализации компьютерной техники, а также проведения ремонта?

Ответ: Рекомендуем обратиться к информационному ресурсу, размещенному на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Амурской области в разделе «Регистрация уведомлений».

Вид деятельности – ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования подлежит уведомительному порядку.

 

Вопрос: Чем необходимо руководствоваться при открытии объекта общественного питания?

Ответ: Требования к предприятиям общественного питания содержаться в СанПиН  2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001; ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014); «Правилах оказания услуг общественного питания", утв.  Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012).

 

Вопрос: Какие требования к программе производственного контроля, при осуществлении медицинской деятельности, какие показатели я должна контролировать?

Ответ: Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий установлен санитарными правилами - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при определении показателей контроля необходимо руководствоваться также СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

 

Вопрос: Почему проверки объектов торговли продовольственными товарами проводят без предупреждения, если в законе указано, что о проведении внеплановой проверки должны предупредить за 24 часа?

Ответ: Основания и сроки определены статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",   согласно ч. 4 ст. 1 данного ФЗ установлено, что при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, в том числе при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.  Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" частью 2 статьи 3 установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Вопрос: Как составить план по улучшению качества питьевой воды, что он должен содержать?

Ответ: В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания от органа местного самоуправления разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждают правила по порядку разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.

 

Вопрос: Когда будет снято ограничение по продаже непищевой спиртосодержащей продукции?

Ответ: В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 96 от 06.07.2017г. "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на срок 90 суток приостановлена розничная торговля спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами. Таким образом постановление действовало до 04.10.2017г.

Вопрос: Чем установлен порядок подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности?

Ответ: Порядок подачи уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности определен ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», правила представления уведомлений и перечень работ и услуг о начале осуществления которых требуется уведомление установлены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

Вопрос: На какие товары должны быть сертификаты соответствия, а на какие декларации, какую информацию должна содержать маркировка на продовольственном товаре?

Ответ: Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии определен Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 (ред. от 18.10.2016) "О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме", а также Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".  Требования к маркировке пищевой продукции указаны в статье 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки". Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

Вопрос: Какие документы регламентируют реализацию и производство свежемороженой и соленой рыбы и условия производства и транспортировки?

Ответ: Обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения установлены  Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016)

 

Вопрос: Имеют ли право лица, проживающие на территории, эндемичной по клещевому энцефалиту на получение бесплатной вакцинации против КВЭ? 

Ответ: В соответствии ч.3 ст.10 Федерального Закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» - сроки проведения профилактических прививок по эпидпоказаниям и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, указаны сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Так в календаре указана категория: «Лица, проживающие на эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях», т.е. имеют право на бесплатную вакцинацию против клещевого энцефалита.

Вопрос: Как правильно определить расстояние от магазина, реализующего табачные изделия до образовательного учреждения  (техникум) ? 

Ответ: Ограничения в сфере реализации табачных изделий установлены Федеральным законом ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 г. № 15. Пункт 2 части 7 статьи 19 данного закона запрещает розничную продажу табачных изделий на расстоянии менее чем 100 от границ территорий образовательных организаций.

Обращаем  внимание, что в соответствии с данным законом расстояние будет измеряться не от входа в техникум до входа в Ваш магазин, а от ближайшей к магазину точки границы территории, закрепленной за учебным заведением. Измерение производится по прямой линии без учета искусственных и естественных преград.

Для документального подтверждения данного расстояния рекомендуем обратиться с соответствующим письменным запросом в администрацию вашего города.  

Вопрос: Можно ли заказать КиЗ (контрольный идентификационный знак) у Госзнака в 2017 году на шубу, приобретенную в начале 2016 года? 

Ответ: Со дня вступления в силу  "Соглашение о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" от  08.09.2015 участникам оборота изделий из натурального меха, имеющихся на учете у участника оборота и не реализованных до 12.08.2016 года был предоставлен льготный период маркировки контрольными (идентификационными) знаками остатков товаров в течении 80 рабочих дней, то есть до 05.12.2016 года необходимо было заказать КиЗ, затем промаркировать остатки товара КиЗ и внести сведения о маркировке в информационный ресурс маркировки. Таким образом, 05.12.2016 маркировка остатков товаров завершена, а с 06.12.2016 маркировать КиЗ изделия из натурального меха могут только производители или импортеры.

Вопрос: Какая маркировка должна быть на этикетке шубы из натурального меха?

Ответ: Согласно статье 9 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

- наименование продукции;

- наименование страны-изготовителя;

- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- размер изделия;

- состав сырья;

- товарный знак (при наличии);

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

- дату изготовления;

- номер партии продукции (при необходимости).

Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);

- символы по уходу за изделием;

- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

Не допускаются указания "экологически чистая", "ортопедическая" и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.

 

Вопрос: При расчете с покупателями на кассовых терминалах отсутствуют разменные деньги, как поступать в такой ситуации продавцу, можно ли предложить товар или самостоятельный  размен покупателем?

 

Ответ: Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самостоятельного размена.

 

Вопрос: В целях рекламы и привлечения клиентов в торговые точки, компанией в начале этого года были выпущены подарочные сертификаты различных номиналов со сроком действия до 31.12.2017 г. Правомерен правомерен ли будет наш отказ в приеме данных сертификатов с января 2018 года?

Ответ: В настоящее время в российском законодательстве определения термину «подарочный сертификат» не существует, отсутствует единое мнение юристов и правоведов о статусе подарочных сертификатов, карт и иных подобных объектов (являются ли они товаром, средством платежа либо самостоятельным объектом оборота). Тем не менее, позиция нашего Управления, неоднократно нашедшая своё подтверждение в судах различных инстанций сводится  к следующему.

Подарочный сертификат представляет собой документ, подтверждающий заключение предварительного договора, по которому внесен аванс. Он удостоверяет право владельца на получение товаров (услуг) в будущем. Если договор, в рамках которого внесен аванс, не исполнен, то сторона, получившая аванс, должна вернуть его обратно. При неиспользовании подарочного сертификата или по истечении срока его действия по письменному заявлению держателя сертификата продавец (исполнитель) обязан вернуть денежные средства, т.к. удержание уплаченных за сертификат денежных средств является неосновательным обогащением. Поэтому считаем, что отказ в приеме данных сертификатов с 01.01.2018 г. будет являться неправомерным.

 

Вопрос:  Актуально ли в современных условиях ухудшения экономической ситуации и роста банкротств коммерческих структур введение временного моратория на действие некоторых норм Закона о защите прав потребителей: п.6 ст.13; п.1 ст.23; п.3 ст.23.1; п.5 ст.28

Ответ: Введение моратория на действие перечисленных  положений Закона РФ «О защите прав потребителей» не только не актуально, а недопустимо. Данными нормами права закреплён самостоятельный вид ответственности в виде неустойки и  штрафа  для  потребителя как менее защищенной стороны правоотношений.

Так правовое регулирование, установленное п.1 ст.23; п.3 ст.23.1; п.5 ст.28 Закона, направлено на стимулирование бизнеса на соблюдение сроков оказания услуг (выполнения работ), сроков передачи товаров, сроков выполнения иных законных требований потребителей. В противном случае, наступает ответственность в виде уплаты неустойки.

При этом, как указано в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым

П.6 ст.13 Закона направлен на стимулирование добровольного исполнения требований потребителя со стороны изготовителя (продавца) как профессионального участника рынка. С учетом разъяснений, содержащихся, в частности, в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со статьей 220 ГПК Российской Федерации; в этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», с ответчика не взыскивается.

Вопрос:  Каков порядок привлечения сотрудников Роспотребнадзора в рамках 47 ГПК РФ в судебные процессы для дачи заключения по делу?

Ответ: Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, и органы местного самоуправления до принятия судом решения по делу могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекаются к участию в деле судом в качестве уполномоченных органов, вступающих в процесс в целях дачи заключения по делу (статьи 34, 47 ГПК РФ). В данном случае привлечение указанных органов в процесс в качестве третьих лиц не допускается.

 Заключение указанных органов (статьи 35, 47 ГПК РФ) может быть дано как в устной, так и в письменной форме. Такое заключение доказательством по делу не является, однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению.

Таким образом, после принятия иска к производству и до принятия судом решения, необходимо обратиться в суд с ходатайством о привлечении управления Роспотребнадзора по Амурской области к участию в  качестве уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей, вступающего в процесс в целях дачи заключения по делу в порядке ст.47 ГПК РФ. При удовлетворении указанного ходатайства, судом выносится соответствующее определение, которое направляется в адрес управления.

 

 

Вопрос:  Какие меры профилактики потребительского экстремизма являются наиболее эффективными? Проводится ли органами Роспотребнадзора работа по профилактике потребительского экстремизма?

Ответ: Потребительский экстремизм следует отличать от справедливых претензий потребителей. Под потребительским экстремизмом следует понимать попытку недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход.

Наилучшей профилактикой потребительского экстремизма является неукоснительное соблюдение продавцом (исполнителем) норм Закона РФ «О защите прав потребителей» во взаимоотношениях с потребителем.

Сотрудники управления Роспотребнадзора по Амурской области в целях профилактики потребительского экстремизма при консультировании потребителей разъясняют не только их права, установленные действующим законодательством в области защиты прав потребителей, но и обязанности, разъясняется недопустимость злоупотребления правом.

В действиях недобросовестного потребителя (потребителя-экстремиста), пытающегося применить Закон о защите прав потребителей в целях получения выгоды, усматриваются признаки нарушения гражданского законодательства. В первую очередь речь идет о злоупотреблении правом, ведь потребитель-экстремист старается не просто защитить свои нарушенные права, он сознательно стремится к тому (и прилагает для этого усилия), чтобы предприниматель не смог в должной мере оказать ему услугу (выполнить работу). То есть потребитель-экстремист специально создает условия для того, чтобы его права, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, были нарушены. А подобное поведение трактуется в гражданском законодательстве как злоупотреблением правом, что законом строжайше запрещено.

Однако, стоит отметить, что Управление в своей деятельности не сталкивалось с фактами потребительского экстремизма среди потребителей Амурской области.

 

 


« Назад