Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей«ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски. Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг. ·Кредитование: Øнавязывание ненужного кредита / займапри продаже товара или услуги; Ø предоставлениенеполной информациио кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора; Øскрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»; Øзаймы, взятыепосторонним на ваше имя; Ø«порча» кредитной истории:финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве; Øотказвреструктуризациикредита на заявленных условиях; Øнедобросовестные кредитные брокерыипсевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг; Øпсевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение. ·Страхование: Ø включение в полисыусловий, снижающих вероятность получения страхового возмещения; Øблокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику; Øневнесениеагентомполиса в базукомпании и присвоение денег страхователя; Ø продажа накопительногоинвестиционного страхования жизниподвидом депозита; Øзанижениесуммы страховой выплаты. ·Инвестирование: Ø предложениесложных продуктов(структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков; Ø сложно структурированные тарифы, подталкивающие кизбыточной торговой активности; Øнекачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг); Ø«автоследование»(автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»; Øвозможность кражичасти денег или ценных бумаг в случаенедобросовестности брокераилиуправляющего. Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, черезпортал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства. ![]() |