Новости / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/tidings/?print=on&lang=rus&year=2019&id=5312


На главную / Новости / 
15 марта 2019
15 марта – всемирный день прав потребителей. Пресс-конференция

15 марта 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Амурской области прошла пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителей.

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.

Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.

К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.

По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.

Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.

Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.

Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

Работа Управления Роспотребнадзора по Амурской области неотрывно связана с рассмотрением обращений, число которых ежегодно увеличивается.  За последние 6 лет  количество письменных обращений, поступивших в управление увеличилось в 1,5 раза  (с 1,8тысяч  в 2011г. до 2,3 тысяч в 2018г). На горячую линию за получением консультаций обратилось  около 9 тысяч человек.

Традиционно большая часть обращений (около 55%) приходится на нарушения в сфере защиты прав потребителей, остальные – на нарушения санитарного законодательства.

Среди обращений, связанных с нарушениями прав потребителей лидирующее место занимают обращения на нарушения в сфере торговли - 40%; 20% - на деятельность на финансовом рынке, в основном – потребительское кредитование; 7%  услуги связи , 6% - на услуги ЖКХ.

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности  Управлением проведено 1200 проверок хозяйствующих субъектов, выявлено 7,5 тысяч нарушений обязательных требований санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, возбуждено 1474 дела об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 9.6 млн.рублей, приостановлена деятельность 34 объектов, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, изъято из оборота 27 тонн опасной продукции: мяса птицы - 9 тонн, молочных продуктов – 8 тонн, мясных продуктов – 1,5 тонн, икры - 1,3 тонны, плодоовощной продукции – 1 тонна, рыбные консервы -16 тыс. банок , 24 тысячи детских игрушек, 4 тысячи единиц товаров легкой промышленности.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Управление Роспотребнадзора по Амурской области в полной мере использует свои полномочия на судебную защиту потребителей.

Одним из наиболее распространённых видов участия Роспотребнадзора в судебной защите потребителей, является дача заключений по гражданским делам о защите прав потребителей.

В 2018 году специалисты управления продолжили работу в этом направлении,  в порядке статьи 47 ГПК дано  211 заключений в судах в целях защиты прав потребителей,  сумма присуждённых денежных средств в пользу потребителей составила около 10 млн. рублей.              На протяжении ряда лет такая важная задача, как информирование и консультирование потребителей, занимает особое место в деятельности управления.  В целях принятия дополнительных мер, направленных на реализацию права потребителей на просвещение и обеспечение доступа потребителей к квалифицированной юридической помощи, в дополнение к ставшим уже традиционными общественным приёмным и телефонным «горячим линиям» на базе ФБУЗ созданы один Консультационный центр и пять Консультационных пунктов для потребителей.

Пятью  специалистами, работающими в Консультационных пунктах в 2018 в ходе личного приема и по телефону оказано около 6 тысяч консультаций по вопросам потребительского законодательства, оказана помощь в составлении 933 претензий и  106  исковых заявления.  Количество консультаций растет из года в год и по сравнению с 2011 годом увеличилось в 3 раза.

2018 год был отмечен новыми аспектами в сфере  защиты прав потребителей. Одним из поручений Президента  является принятие региональных программ по защите прав потребителей. Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2018г. №665 утверждена региональная программ «Защита прав потребителей в Амурской области на 2019-2023годы».  В городах  Благовещенске, Свободном,  Тынде, Зее, Октябрьском, Магдагачинском, Зейском, Сковородинском, Михайловском, Шимановском, Бурейском  районах приняты муниципальные программы по защите прав потребителей

Чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав,  по поручению Правительства Российской Федерации,  Роспотребнадзором  создан Государственный информационный ресурс. На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты. Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

   

 

15 марта – всемирный день прав потребителей. Пресс-конференция
Архив:
2019
2018
2017
2016
2015
2014